В основе нашей системы тренировок лежит баланс и систематичность. Основная задача: сохраняя и преумножая здоровье, улучшить навык владения телом, сбросить лишний вес, постепенно и естественно поставить растяжку в помощь опорно-двигательному аппарату, использовать медитативные психопрактики, чтобы улучшить самоконтроль и снять эмоциональные блоки.

 

Просветление-бодхи изначально чисто,
Но сознание само рождает омраченность.
Природа чистоты находится внутри омраченности.
Поэтому стоит только появиться истине, как три препятствия исчезнут…

Сутра Помоста Шестого Патриарха

 

На наших занятиях мы не ставим цель добиться глубокого проникновения в тайны медитативных практик, поскольку из-за многоплановости тренировок на медитацию остаётся максимум 10 минут. Но этого времени более чем достаточно, чтобы это принесло несомненную пользу. После нагрузок нужно уметь расслабиться, снять напряжение. Порой нас мучают какие-то неразрешимые вопросы, ситуации, неприятные воспоминания, и правильнее всего было бы перестать думать о них, «отпустить», так как повлиять на них мы не в силах. Для этого лучше всего подходит рассредоточение, с целью прекратить поток мыслей на некоторое время, чтобы перезапустить процессы сознания, разомкнуть «замыкание». Описывать медитативные процессы на бумаге – дело сложное и всегда неточное, так как объять словом нечто неосязаемое и направить чувства человека письменной инструкцией невозможно. Но мы предпримем попытку в общих чертах объяснить, что такое медитация, какие виды медитации мы практикуем и зачем нужен каждый из них.

Самым характерным типом медитации для Чань-буддийской традиции является концентрация на Ничто, медитация на пустоту. Существует ряд притч, описывающих эту практику; в монастыре Шаолинь наибольшую популярность имеет история о первом патриархе Чань-буддизма в Китае – Бодхидхарме (Дамо), наставнике, пришедшем из Индии, что принёс в монастырь догматические основы буддизма, цигун, медитативные и оздоровительные практики. Легенда гласит, что Дамо в течении девяти лет практиковал взгляд-в-стену, благодаря чему обрёл просветление. Учитель сидел и просто смотрел на один из скатов своей маленькой пещеры, в которой он жил, пока наставлял монахов Шаолиня. Цель подобного упражнения, как мы предполагаем, заключалась в полном очищении сознания от беспрерывного потока мыслей, разрушение субъект-объектного восприятия действительности и полное принятие знаменитого принципа «не-Я», который сформулировал в своей первой проповеди основоположник буддизма Будда Гаутама Сидхардха Шакьямуни, выраженное в отсутствии границы между воспринимающим и воспринимаемым. Это наиболее распространённый для Чаньской культуры тип медитации.

Но существует множество иных типов, берущих корни в Древней Индии, Тибете, Китае, Японии и др. Например, медитации сосредоточения на чём-либо. Они делятся на две основные подгруппы: концентрация на внешних объектах или на внутренних явлениях. К ним можно отнести: концентрацию на тонком ощущении воздушных потоков на кончике ноздрей; на звуке (как правило мантре), произносимой вслух или мысленно; сосредоточение на жизненных центрах организма (точка между бровями, точка чуть ниже пупа и др.); медитация на пламени свечи в тёмном помещении; созерцание объектов ума, внутренних образов; сосредоточение на биении сердца; тантрические медитации и многие другие.

Из всего этого многообразия мы прибегаем к психопрактике создания определённых образов внутри сознания. Это может быть цвет, явление природы, передвижение в неком пространстве и т. д. Но основным способом, безусловно, является классическая Чаньская медитация на Пустоту.